История местного бурачного промысла (именно таким забавным словом «бурак» чаще всего называли туески) начиналась в древнем селении Таволги, облюбованном в XVII веке старообрядцами. Здесь изготовлением немудреных берестяных изделий занимались целыми семьями; мужчины – заготовкой сырья и созданием формы, женщины мудрили над украшением.
На Руси исстари использовали бересту в строительстве как стойкий прокладочный материал, делали из нее домашнюю утварь, игрушки, лодки, обувь, рыболовные снасти, каркасы для женских головных уборов, корзины, люльки и даже использовали в качестве материала для письма.
Каждая вещь из бересты – особенная и неповторимая, согретая душой умельца, теплом и умением его чутких и ловких рук. Ремесло плетения из бересты чуть ли не самое древнее на Руси.
За его многовековую историю мастера накопили немало секретов. Они приспособились украшать свои туеса и лукошки резьбой, узорочьем, тиснением, красить и расписывать, превращая когда-то незатейливое деревенское занятие в настоящее искусство, создавая народные художественные «школы», рождая и укрепляя местные традиции, развивая и популяризируя промысел.
Особенно успешной и продуктивной для тагильской бересты была вторая половина XIX века, когда кустарный берестяной промысел переживал настоящий бум, а изделия местных бурачников гремели на всю Россию. Еще несколько лет, и можно будет отмечать 180 лет со дня открытия Пермской губернской выставки (1837 г.), ставшей ярким дебютом тагильчан.
Несмотря на то, что времена в истории этого уникального народного промысла были разными, в том числе и забвенные, когда без малого 60 лет он просто молчал, сейчас можно говорить о жизнеспособности берестяного дела в Нижнем Тагиле. И все это благодаря творчеству тех, кто стоял у истоков его возрождения в 1991 году: Натальи и Павла Камневых, Рашида Мурзина, а также тех, кто сегодня активно сохраняет древние традиции, поддерживает и популяризирует бересту своим ударным творческим трудом, например Сергей Коротченя и Елена Сергина.